Мировое Дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом.
Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни - преисподней. Образ
МИРОВОГО ДЕРЕВА характерен для русских загадок и заговоров. Ср. загадку о
дороге: "Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира.
МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные
координаты; ср. загадку: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке
по 4 гнезда” и т. д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах
МИРОВОЕ ДЕРЕВО помещается в центре мира, на острове среди океана
(”пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит "булатный дуб” или
священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. п. На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в
заговорах обитают боги и святые - Богородица, Параскева и др., у корней
дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес,
обитает в гнезде (”руне”) змея (Шкурупея) и т. п.
В свадебном фольклоре и "вьюнишных” песнях (исполнявшихся для молодых -
"вьюнцов”) образ МИРОВОГО ДЕРЕВА воплощал плодородие живой природы,
древо жизни: в кроне свивает гнездо соловей, в стволе - пчелы”
приносящие мед, у корней - горностай, выводящий малых деток, или сами
молодые, супружеская кровать; возле "трехугодливого” дерева стоит терем,
где происходит пир и приготовлены "медвяны яства”(мед - пища бессмертия
во многих традициях). В белорусском фольклоре образ МИРОВОГО ДЕРЕВА
непосредственно связан со свадебном обрядом: жених не должен ставить
коней у "несчастливого дерева” калины, а должен ставить у счастливого
явора, где пчелы приносят мед, стекающий к корням, чтобы напились кони, у
корней обитают бобры, в кроне - сокол и т. п.
В традиционной культуре успех любого обряда ставился в зависимость от
того, насколько выполняемый ритуал соответствует общей картине мира:
отсюда важность образа МИРОВОГО ДЕРЕВА, воплощающего эту картину, как в
фольклоре (будь то заговор или свадебная песня), так и собственно в
обряде. Ср. использование обрядовых деревьев, символов мировой оси, во
время свадьбы, строительства дома (когда обрядовое деревце помещалось в
центре планируемой постройки) и т.д. вплоть до позднейших обычаев
устанавливать рождественскую (новогоднюю) елкуи т.п. У сербов символом
благополучия всего села считалось священное дерево "запис” - с
вырезанным на нем крестом; в старину у этого дерева совершали
жертвоприношения (см. Жертва). кровью кропили корни, ствол и вырезанный
крест.
С символикой МИРОВОГО ДЕРЕВА, помимо обрядового деревца, связаны
многочисленные обрядовые предметы - рождественское полено - бадняк у
южных славян, ритуальный хлеб, каравай и др. Всякий обряд, таким
образом, совершался как бы в центре мироздания, у МИРОВОГО ДЕРЕВА, и
повторял акт сотворения мира, обновления космоса (в Новый год и др.
календарные праздники), обновления социальной жизни (свадьба и др.
семейные обряды) и т.д. В фольклоре образ МИРОВОГО ДЕРЕВА может
заменяться образом столпа, "бруса” (ср. загадку о дороге - "лежит брус
во всю Русь”), горы (ср. русскую поговорку "Мир - золотая гора”) и т. п.
В средневековых апокрифах, повлиявших на сложение славянской народной
картины мира, передается в частности, миф о сотворении мира, где земля
держится на воде, вода - на камне, камень - на четырех китах, киты - на
огненной реке, та - на вселенском огне, а огонь - на "железном дубе,
посаженном прежде всего другого, и все корни его опираются на Божью
силу”. В "Легенде о крестном древе” пресвитера Иеремии Моисей сажает у
источника дерево, "сплетенное” из трех деревьев (ели, кедра и кипариса),
- прообраз Троицы; из этого дерева, по многим пророчествам, должен быть
сделан крест для распятия Христа. Соломон повелел срубить дерево, чтобы
поместить в Храм, но оно не уместилось в Храме и было выставлено
снаружи. Когда пришло время распятия, дерево распилили на три части, из
нижней - корневой - сделали крест для Христа, установив его на Голгофе,
где была погребена голова Адама: кровь Спасителя, излившись на голову,
спасла душу первочеловека. Кипарис - крестное древо в русском фольклоре,
"всем деревьям отец”, растущее на святых Сионских горах; к этому древу,
согласно духовным стихам, выпадает Голубиная книга, повествующая об
основах мироздания.
В древнерусских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми
ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное
государство, где месяц - царь, нива - православное крестьянство.
cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-4-739-16-1237288494 |